Социальное предпринимательство
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Социальное предпринимательство – это бизнес, который направлен на достижение общественно важных целей и способствует решению социальных проблем граждан и общества.
Если традиционные предприниматели, как правило, оценивают успешность своей деятельности, ориентируясь на прибыль, выручку (объём продаж) или стоимость акций, то для социального предпринимателя главным критерием успешности становится «социальная отдача». Прибыль может приниматься во внимание, но не как самоцель, а как средство для дальнейшего продвижения к достижению социальных целей. Социальное предпринимательство — это когда бизнес работает на достижение какой-то благородной цели, но он автономен и может обеспечивать себя сам.
Кто может относиться к социальным предприятиям?
Федеральным законом 26.07.2019 № 245-ФЗ были введены поправки в статью 24.1 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства» Федерального закона 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данная поправка впервые вводит официальные определения для «социального предпринимательства» и «социального предприятия», а также определяет основные категории компаний отнесения к социальной сфере.
Чтобы получить такой статус, необходимо соответствовать одной из четырех категорий социального бизнеса:
1) Компании, обеспечивающие занятость отдельных категорий граждан (инвалиды, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, пенсионеры, выпускники детских домов до 23 лет, бывшие осужденные, беженцы, малоимущие, граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании). Доля таких работников от общего штата – не менее 50% (но не менее 2 человек), а фонд оплаты труда – не менее 25%.
2) Компании, реализующие продукты и услуги, произведенные социально уязвимыми категориями населения.
3) Компании, производящие определенные товары, работы и услуги для социально уязвимых категорий населения.
4) Компании, занимающиеся определенными видами деятельности, направленными на достижение общественно полезных целей и способствующими решению социальных проблем общества.
Для 2, 3 и 4 категорий обязательно одновременное соответствие требованиям: доля доходов от осуществления деятельности по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной субъектом малого или среднего предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, должна составлять не менее пятидесяти процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год)
Социальным предпринимательством не может являться деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых
Как получить статус социального предприятия?
Порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядок формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия, утверждены приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2019 г. № 773.
Алгоритм получения статуса социального предприятия или социального предпринимателя:
-
Подача документов в уполномоченный орган - Министерство экономики Омской области
-
Проверка документов на соответствие
-
Заседание экспертной комиссии
-
Признание предприятия социальным, внесение в Реестр социальных предприятий.
Для получения статуса социального предприятия необходимо обратиться в Министерство экономики Омской области с заявлением и пакетом документов в соответствии с приказами Министерства экономического развития Российской Федерации.